Business Travel Job — лучший выбор в сфере кадровых решений.
+7 495 589–12–09

Business Travel Casual

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Эта фраза стала привычной, но актуальности своей не потеряла. При любой встрече с новым работодателем, новыми партнерами или перспективными клиентами ваш внешний вид не должен вызывать у собеседника неприязни. Одежда приветствуется опрятная и невульгарная. Если вы успешно пройдете собеседование, то по окончании беседы никто уже не будет помнить, во что именно вы были одеты, зато будут уверены, что выглядели вы достойно.

С чего все начиналось

В начале 1990-х годов главным внешним атрибутом успешной жизни в нашей стране были малиновый пиджак, золотая цепь в палец толщиной и шестисотый Mercedes. При этом было абсолютно не важно, какое у человека образование, каким бизнесом он занимался и какие машины предпочитал. Те времена не предполагали особой свободы выбора. Неверно думать, что всем бизнесменам был по нраву этот «нуворишский стиль». Но приходилось соответствовать кругу общения, чтобы не показаться белой вороной и не навредить своему бизнесу. Именно в начале – середине 1990-х в нашей стране начали формироваться первые неписаные правила поведения в бизнес-среде: дикие, порой смешные и нелепые. Во времена «дикого капитализма» в нашей стране нормы и правила поведения в бизнес-среде использовались не для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность человека, а для того, чтобы не пропустить в нее «лишних людей».

Бизнес у российских предпринимателей потихоньку налаживался. Они сумели забыть корпоративные войны, посиделки в банях, «стрелки». Их кругозор расширился: отдых за границей, общение с западными партнерами, понятие о деловом этикете, получение образования для своих отпрысков за рубежом. Россию захлестнула волна цивилизации: внешняя сдержанность в потреблении, хорошие манеры, правильный выбор одежды, ухоженный внешний вид и самое главное – образование. Кто-то отправился учиться в институты, а кто-то покупать дипломы. Чуть позже все узнали об MBA. Но к дипломам МВА до сих пор неоднозначное отношение.

В те же времена в России зародились и набрали силу две новые бизнес-формации: средние по масштабу предприниматели и наемные менеджеры. Именно они в течение последних семи-восьми лет создавали новые поведенческие модели, которых сегодня придерживаются большинство деловых людей.

Статус – все, жажда – ничто…

В настоящее время в России, как и почти во всех западных странах, сложилась следующая статусная иерархия. Крупные предприниматели и владельцы небольших семейных бизнесов «заслужили» право не принимать навязываемые им обществом нормы и правила. Они могут приходить на встречи в потертых джинсах, ездить на антикварных машинах и пользоваться немодными, но удобными сотовыми телефонами. Если вы владелец собственного бизнеса, то вам уже не нужно выносить многое напоказ. Несколько «наплевательское» отношение к мнению общества служит символом того, что вы уже многого достигли.

Аналогичными привилегиями пользуются и некоторые наемные менеджеры из числа «незаменимых». Высокий «содержательный» статус может позволить людям выбирать на свое усмотрение внешние атрибуты или вообще не обращать на них внимание.
У людей, еще не дослужившихся в своей компании до статуса «незаменимых», простора для маневра значительно меньше. Им приходится придерживаться норм и правил, установленных работодателем. Часто эти правила являются отражением вкусов хозяина компании.

Общество диктует нам ряд правил относительно обязательных атрибутов нашего облика. Человек, ставящий перед собой задачу постоянного карьерного роста, обязан соответствовать ступеням своего развития. Это должно выражаться не только в марке одежды, автомобиля, часов или ручек, но и в его манере поддерживать деловые и личные отношения. Ваши часы Rado осматриваются вашими коллегами и партнерами. Ваш новый BMW обсуждается в бизнес-кругах. Ваш светло-серый костюм и нежно-розовая рубашка с перламутровыми запонками постоянно изучаются на соответствие обстановке. Неприятие этих правил игры если не приведет к вытеснению вас из вашего круга, то как минимум будет вызывать недоумение и негативную реакцию.

Одна из серьезнейших имиджевых ошибок – стремление жить не по средствам и как следствие – попытка «переплюнуть» своего босса. Если рядовой сотрудник уделяет чрезмерное внимание собственной внешности и в манере одеваться подражает топ-менеджерам своей компании, то на интуитивном уровне это воспринимается как посягательство на некий статус. Конечно, это не значит, что младшие сотрудники должны иметь имидж «серых мышек». Но им определенно следует иметь чувство вкуса и меры. Важно тонко чувствовать социальную иерархию. Это во многом и является залогом личного успеха.

Дресс-код

Сначала униформа была только у стюардесс, затем в специальной одежде появились на выставке MITT очаровательные девушки из туроператорских компаний «Ист Лайн» и Zeus Travel, а потом рынок business travel заговорил о дресс-коде. Дресс-код сначала воспринимался многими компаниями на рынке business travel как дань моде, необходимый атрибут «серьезного business travel agency». Сегодня отношение к нему как со стороны руководства, так и со стороны сотрудников стало меняться. Для многих компаний выход на новый уровень развития, желание встать на одну ступень с лидерами отрасли business travel сопровождался сменой униформы.

Дресс-код – это важный элемент, влияющий на имидж компании. В крупных компаниях его правила часто прописаны в корпоративном уставе или справочнике сотрудника, а в небольших организациях он может быть регламентирован приказом или письменным распоряжением руководства.

В последнее время возрастает тенденция к ужесточению дресс-кода. И это неудивительно, ведь он является частью корпоративной культуры и влияет на запоминаемость бренда компании.

В компаниях, работающих на рынке Business Travel, чаще всего строго регламентируется только одежда тех сотрудников, которые встречаются с клиентами или высшим руководством фирмы.

Неформальная одежда: три уровня свободы

В туристической отрасли всегда допускался более свободный имидж, то есть «деловая неформальная одежда» (business casual).

Но как одеться неформально и в то же время по-деловому, демонстрируя свой профессионализм? В зависимости от ситуации и целей существует три уровня business casual.

Правило номер один: чем больше вы имеете дело с деньгами или иными ценностями корпоративного клиента, тем более консервативно вы должны выглядеть.

Правило номер два: не старайтесь «перещеголять» своего босса, рано или поздно это до добра не доведет.

Правило номер три: оцените обстановку грядущего дня и выберите один из трех стилей.

Базовый уровень: самый неофициальный, носится в «закулисные» дни, когда вы не общаетесь с клиентами. Хорошо подходит для проведения корпоративных мероприятий.

Этот стиль основан на ансамблях, составленных только из «верха» и «низа»: неофициальные брюки и рубашки с коротким рукавом, футболки хорошего качества и джинсы (без дырок!), джемперы и свитера, сарафаны и неформальные платья, юбки и блузы.

Обычный уровень: нечто среднее для неофициальных встреч и совещаний рабочих групп.

Одежда этого стиля состоит из «верха» и «низа» в сочетании с другими деталями одежды. Это может быть жакет, кардиган, свитер, галстук, шарф, жилет. Стиль приемлем для:

  • неофициальных пятниц;
  • ежедневного стиля;
  • совещаний внутри компании.

ExecutiveBusinessCasual: это самый формальный тип неформальной деловой одежды, близкий к традиционной деловой одежде. Ее предпочтительнее надевать на:

  • встречи с корпоративными клиентами и деловыми партнерами;
  • мероприятия или презентации;
  • совещания.

В данном случае всегда необходимы пиджак (хотя возможен вариант клубного пиджака или блейзера), галстук, брюки из дорогих тканей (шерсть, лен, кашемир).

На подложке

Типичные ошибки в подборе деловой одежды:

  • яркие цвета (ярко-розовый, лимонно-зеленый и т.п.);
  • неправильный выбор размера (очень тесная одежда);
  • яркая косметика и чрезмерное употребление духов;
  • неподходящая обувь (грязная, старая, кроссовки или шпильки)
  • плохой маникюр;
  • несвежий запах;
  • прозрачные блузки;
  • спортивная форма, открытый торс, мини-юбки.

 Карина ЯКОВЛЕВА,

генеральный директор
Business Travel Job