Business Travel Job — лучший выбор в сфере кадровых решений.
+7 495 589–12–09

Цыплят по осени считают

Что ни говори, рынок труда изменился. Аналитики в исследованиях  указывают на «ползучий» рост предложения. По нашим оценкам, реальное количество вакансий в секторе business travel, в сравнении с прошлым годом, упало более чем в 2 раза, но при этом по сравнению с январем-февралем 2009г. уровень числа заказов вырос на 30%.

Общая характеристика тенденций рынка труда.  Еще год назад казалось, что рынок business travel абсолютно предсказуем, что в нем прописано все на годы вперед. Спрос на людей превышал в разы предложения. Компании месяцами не могли найти нужных специалистов. Первой реакцией на кризис было резкое сокращение затрат и как следствие сокращение персонала. Реакция носила спонтанный, иногда панический характер. Сейчас акценты меняются. Затраты остаются предметом пристального внимания, но важнее, что руководители теперь ищут пути их стратегического сокращения. Компании стали менять организационную структуру, преобразовывать системы мотивации, управление денежными средствами.

Эффект от таких мер будет носить долгосрочный характер.Не секрет, что за последние 5 – 6 лет рынок зарплат российских менеджеров среднего и высшего звена на рынке business travel невероятно «раздуло». Он был перегрет завышенными материальными требованиями наших кандидатов и непропорциональным превышением спроса над предложением. А теперь на рынок выходят профессионалы, готовые снизить свои денежные аппетиты, «пересидев» год-два в меньших компаниях, а общая тенденция рынка постепенно приведет к созданию более адекватного зарплатного ожидания всех кандидатов в целом. С марта 2009г. началось постепенное оживление в области подбора персонала в компаниях.  К сентябрю уровень заработных плат, по сравнению с началом весны, поднялся на10-15%, но естественно не достиг уровня прошлого года (например, уровня июля-августа 2008г.). Но найти работу непросто. Для соискателей ситуация остается сложной, на рынке много безработных специалистов, к ним присоединяются выпускники вузов, а работодатели, которые сегодня могут выбирать, ужесточили требования. Тем не менее, кадровый голод остался, просто где-то были смещены акценты, уже нет такой нехватки специалистов по бронированию и продажам а/б, специалистов по MICE-обслуживанию, специалистов по визово-паспортному обслуживанию. Рекрутерам стало сложно наводить рекомендации на кандидатов – многие компании просто прекратили существовать на рынке. Стало очень тяжело точно определить почему соискатель к нам приходит в кадровый центр: реально ищет работу или приход связан с будущим шантажом руководства, с целью вернуть прежнюю заработную плату.Теперь, работодатели, имея хоть и небольшой выбор соискателей на ту или иную вакансию, ужесточили методы отбора и требования. Соискатель, какой бы он не был профессионал, но в состоянии депрессии от того, что уже несколько месяцев не может найти работу, не имеет никаких шансов на улучшении ситуации. Только с верой в будущее, осознанием ошибок и готовностью преодолеть трудности можно быстро найти новую работу. 

Кто востребован на рынке труда сегодня.

Называние вакансии Уровень заработной платы на рынке Примечание
Sales & Marketing Manager 40-150 тысяч рублей + бонусы Эти специалисты были необходимы всегда, но раньше business travel компании рассматривали людей со смежных рынков (например, из гостиниц), теперь же только с опытом работы именно в business travel. Наличие собственной «живой» БД корп.клиентов увеличивает уровень стартовой з/п.
Менеджеры по FIT (со своей клиентской базой данных) От 60 тысяч рублей + % В кризис образовались менеджеры, которые были вынуждены уйти с работы, но у них оказались реально «живые» базы данных клиентов, а создавать свою компанию они были не готовы.
Product Manager/ Руководители по направлениям 40-100 тысяч рублей + бонус Многие компании хотят «поймать» на рынке людей, которые могут поставить новое направление с «нуля» (например, в туроператорских компаниях – «Горные лыжи»/ «Рыбаловство», в business travel компаниях – MICE или EVENT. Раньше найти таких людей было крайне сложно, но кризис «обогатил» рынок соискателей.
IT-специалисты (в особенности на 1С и на Мастер-Тур) 40-100 тысяч рублей Эти специалисты были востребованы всегда, когда как не сейчас улучшать свою IT-систему.
Бухгалтера на участок «дебиторка»   У всех компаний образовалась большая «дебиторка», а ее надо возвращать, на данную должность ищут людей с большим опытом работы по возврату долгов.
Менеджеры по бронированию и продажам а/б (со знанием АСБ Amadeus, Сирена), желателен опыт бронирования наземных услуг  (гостиниц, транспорта и т.п.) 35-50 тысяч рублей + бонусы Эта должность потеряла уровень з/п больше всего по сравнению с докризисным периодом. Специалистам приходиться проходит очень сложные тесты на знание систем бронирования, уровень з/п определяется после прохождения теста.
Менеджеры по MICE-обслуживанию, с опытом работы с фарм.компаниями 35-50 тысяч рублей + бонус Фармацевты – одна из немногих сфер, которая не пострадала от кризиса, да и новый вирус гриппа, который появился в прошлом году помог им. Фармацевты – одни из немногих, кто по прежнему заказывают организацию тех или иных мероприятий.
Руководители отдела Маркетинга, рекламы и PR 50-80 тысяч рублей + бонусы  Кризис внес коррективы, многие методы, которые были нацелены на продвижение того или иного продукта сейчас не действуют. Возник спрос на более дальновидных специалистов, которые могут предложить новые подходы, как в исследованиях рынка, так в и методах продвижения продукта.

В условиях продолжающихся массовых увольнений работодатели практически игнорируют неопытных выпускников или специалистов с опытом работы не более 2-х лет. Сейчас никто не хочет заниматься обучением и тратить на это много времени. В рейтинге самых популярных кадровых позиций на рынке business travel абсолютно нет места для новичков и специалистов со смежных рынков. Еще одна особенность происходящих на рынке изменений подбора специалистов – замена двух-трех специалистов, на одного, но более сильного, с уровнем заработной платы «середнячка». Правда, данная методика не всегда работает: например, если уволить двух секретарей с ресепшен (в компании численностью 80-100 человек), то один секретарь (какой бы он не был супер профессиональным) не сможет потянуть  данный объем работы (ей и в туалет надо отойти, и гостя встретить и проводить и пообедать, тоже не помешает).  

 Что осталось от понятия «Соц.пакет»? Не так давно, власть была в руках кандидатов: рынок труда был охвачен «войной за таланты». Компании старались использовать творческие подходы для вербовки лучших из лучших и стали предлагать такие «бонусы за счет предприятия» как бесплатное питание, бесплатный отдых, бесплатное образование, бесплатное членство в спортивных клубах, бесплатные билеты в кино – чего только душа пожелает. Но теперь ветер подул с другой стороны. Теперь и работу найти сложно, что уж говорить о льготах. Льготы, мед.страховка, обучение за счет компании (профессиональное или языковое), питание – кажется, осталось в прошлом. Тем не менее, сейчас в преддверии осени и возможного всплеска активности гриппа, многие компании хотят провести массовую вакцинацию сотрудников от гриппа. У большинства топовых сотрудников оставили мед.страховку. Если фирма была вынуждена переехать в другой бизнес-центр, а от метро долго добираться, то компания предоставила бесплатную доставку своих сотрудников до бизнес-центра. По нашей информации, в 50% business travel компаниях, бонус за 2008г. все-таки был выплачен. Языковое обучение, фитнесс – предоставляется многими компании теперь по корпоративной цене. Льготы на составляющие отпуска (авиабилеты, гостиницы или виза) у специалистов туротрасли не были сокращены. Питание/дотация на питание, а также проезд на общественном транспорте – все-таки в 80% компаниях убрали. 

Чему может нас научить кризс? Кризис – это Клондайк для работодателей из малых и средних компаний. Безусловно, стоит попробовать использовать эту ситуацию для утоления кадрового голода, имевшего место в прошедшие годы. Здоровая конкуренция сотрудников и компаний за место под солнцем стимулирует общий рост профессионализма: слабые игроки кадрового рынка уйдут продолжать свое обучение или займут другие ниши, в других отраслях, сильные – увеличат профессиональный и личностный потенциал. Происходит изменение структуры «кадрового пирога». Период больших денег в стране неизбежно приводит к тому, что в «пироге» вырастает доля «продавцов воздуха» – стратегов, консультантов, строителей бренда, людей, которые руководят и советуют, но не делают сами и не отвечают за результат. При этом такие сотрудники стоят очень дорого. Соответственно падает доля «рабочих лошадок» – тех, кто денно и нощно что-то организует, пишет, строит и так далее. Это не значит, что не нужны «стратеги». Они необходимы, но в другом процентном соотношении. «Рабочих лошадок» на рынке в последнее время стало маловато, и кризис вернет границу секторов «пирога» в логичную структуру.  Сегодня нас часто спрашивают: как мотивировать людей на дополнительные, непривычные, сложные задачи. И … как успокоить сотрудников, снять напряжение. Но ведь энергия напряжения – и есть самый мощный двигатель! Смысл стресса – дать силы на адекватный ответ ситуации. Не уменьшайте эту энергию отвлекающими маневрами.

Покажите сотрудникам, как влиять на ситуацию и вы удивитесь решению самых невероятных задач.Логично, что сейчас ситуация должна кардинально измениться! Однако данного процесса не наблюдается, скорее наоборот, рынок все больше смещается в сторону работника. Найти ценного кадра также остается проблемой, ведь они не только не вышли на рынок труда, но и еще больше держатся за свое настоящее место работы, мотивируя это неопределенностью и неуверенностью в новом работодателе. Можно с уверенностью сказать, что в выигрыше оказываются более быстрые небольшие компании, именно в них сейчас сосредотачивается основной костяк редких специалистов, а крупные российские и иностранные компании продолжают зачастую длительный и безрезультатный поиск. Получается, конкуренция между компаниями на рынке труда за «золотой кадр» продолжается, но перевес явно на стороне более мобильных его игроков, способных и готовых кризис сделать своим союзником.

И именно кандидат осуществляет выбор работодателя, пусть идя на определенные уступки, считая их необходимой платой за некоторую определенность и уверенность в завтрашнем дне.В обстановке кризиса многие кадровые технологии не перестают быть актуальными, в том числе сохранение команды, поддержание лояльности. Более того, данные направления, вопреки расхожему мнению, не требуют существенных денежных затрат. Не стоит экономить на удержании ключевых специалистов. Если вы еще не знаете таких в своей компании – самое время их выявить. Через год-два ситуация исправится, и именно эти люди станут основой для вывода бизнеса на новую высоту 

Тревожный сентябрь. Итак, лето прошло относительно спокойно, даже оживлено, а вот осенью ситуация может измениться. Если в декабре-январе все ждали марта, как какого-то переломного момента, то теперь ждут сентября. Многие работодатели придерживают открытие новых топовых-дорогостоящих вакансий.

В сентябре-октябре можно ждать новой волны кризиса, связанной с невозвратами кредитов банкам. А это опять может повлиять на количество заказов от корпоративных клиентов. Судя по информации, которую мы получаем от топ-менеджеров, ситуация в российском промышленном секторе ухудшается, потребительский спрос падает, доступ к банковским кредитам усложняется, оптимистичные планы правительства никак не улучшают жизнь российских предприятий. Всё это будет вести к новым сокращениям персонала осенью. Новые сокращения и всплеск активности со стороны кандидатов приведут к тому, что осенью спрос на вакансии будет в разы превышать предложение со стороны работодателей. Загадывать рано, есть сильная угроза падения экономики в третьем квартале, которая может снова отбросить кадровый рынок к показателям конца 2008 года, но... будем надеяться и верить в лучшее.