Business Travel Job — лучший выбор в сфере кадровых решений.
+7 495 589–12–09

Этапы развития компании

Ваша компания – это живой организм, имеющий свой возраст, характер и даже свои болячки. Компания взрослеет и меняется. Меняются цели, персонал, ценности. Что-то уходит из круга значимого, что-то, напротив, становится особенно ценным...
Развитие компании имеет свои этапы. Считается, что существует четыре основных этапа, правда, есть еще переходные стадии – из одного этапа в другой.

Первый этап– это становление компании (условно назовем его «пиратская шхуна»).

Внутри компании все «на ты» и по именам, пока еще нет четкой иерархии. Главная мотивация персонала – энтузиазм. Работают по 12–14 часов. Витают утопические идеи, споры длятся до хрипоты. Досуг предпочитают проводить совместно.

  • Директорам (они же, как правило, и хозяева) еще не зазорно, засучив рукава, грузить вместе с персоналом мебель для офиса. Все искренне радуются каждому новому приобретению − компьютеру, факсу и т.п.
  • Мидл-менеджмент отсутствует как класс.
  • Форма одежды – джинсы, и только перед очень серьезными переговорами вспоминается о запыленном костюме.
  • Нет жестких законов и постоянных традиций, хаотичное поведение на рынке. Компания пробует найти свою нишу, поэтому часто забегает на чужую территорию, доставляет много хлопот корифеям бизнеса, раздражая тем самым «ветеранов» и не всегда осознавая опасность подобного поведения. Этакая «пиратская шхуна» среди расслабившихся «танкеров» и «пассажирских лайнеров».
  • Результаты деятельности не фиксируются, бухгалтерия ведется хаотично.
  • На многом экономят: картриджи заправляются дважды, бумага – российская, чашки из дома.
  • Характерны высокие, но абсолютно не стабильные доходы, нет финансового планирования.
  • Руководство полностью осведомлено о том, что происходит в компании, оно знает по именам даже курьеров. И главное, оно вполне досягаемо для народа.

Второй этап – этап «выявления главного», а именно отделение «корешков» и «вершков» от репки.

  • Большая текучесть кадров. В результате остаются только люди с высокой адаптивностью. Компания активно ищет новых людей на рынке (самостоятельно и с помощью кадровых агентств). Формируется костяк персонала.
  • Ниша на рынке найдена. Появляется финансовая стабильность. Находятся те самые 20% постоянных заказчиков-клиентов, которые приносят 80% прибыли. В бухгалтерии появляются толковые сотрудники. Прописываются должностные инструкции, правда, они пока не работают. Каждый день – новый план продаж. В кабинетах появляются чайники, кофе/чай, сахар и печенье. Персонал «бьется» над планом.
  • Руководству все еще интересен сам процесс продаж и, соответственно, процесс зарабатывания денег. К новым клиентам выезжают сами. Руководители пытаются все контролировать, рук на все не хватает, поэтому везде бедлам. Частые непродуманные кадровые перестановки. Персонал либо уходит, либо рассчитывает на теплое место под крылом у босса. При этом первые – «подлые предатели», а вторые – как антикварный сервант: выбросить жалко, а ставить некуда.
  • Формируется мидл-менеджмент (из старых сотрудников и топ-менеджеров, переманенных из компаний-конкурентов). Эта прослойка либо не мешает жить, либо ограничивает персонал в информации (появляются какие-то жесткие инструкции о том, как надо себя вести и как работать).
  • В целом персонал работает хорошо, а некоторые даже бояться потерять работу.

Третий этап – этап благополучия («золотой век»).

  • Фирма уже «не пиратствующая шхуна», а красивый и мощный корабль, владелец своей акватории. Работать в компании становится престижно. Костяк компании обрастает мясом. Численность персонала растет. Появляются работающие должностные инструкции, положения об отделах.
  • В компании появляется понятие «корпоративная культура», проводятся корпоративные мероприятия, приуроченные к каким-то великим датам. В компании организуется HR-отдел. Возникают признаки элегантной корпоративной «дедовщины».
  • Персоналу старожилам явно недоплачивают, при этом на аналогичную должность могут привлекаться новые сотрудники с более высокой зарплатой. Персонал работает соответственно уровню зарплаты – с ленцой.
  • Мидл-менеджмент процветает и всерьез верит в свою исключительность и неповторимость. Некоторые даже специально ждут момента, чтобы переговорить тет-а-тет с шефом.
  • Руководство не видит действительности и не понимает, почему на него не хотят усердно работать, как раньше. Тем не менее денег хватает и на растущие потребности компании, и на свои личные нужды. При этом руководство устало работать и подумывает о выдвижении на руководство компанией особо ретивого сотрудника.
  • В компании появляются своя внутрифирменная «лексика» и крылатые выражения.
  • Главный бухгалтер робко призывает к экономии. Экономия заканчивается на вторичном использовании дорогой финской бумаги для черновиков. Через неделю об экономии забывают.

Четвертый этап – опасная стадия благополучия (расцвет «махрового бюрократизма»).

  • Финансы стабильны, но больше не растут как на дрожжах. Продажи планируются исходя из раздутого управленческого штата.
  • Конкуренты поджимают, «репки» и «пиратские шхуны» демпингуют. Руководство перестает быстро реагировать на изменяющиеся тенденции рынка.
  • Огромное количество бумаги: инструкции, объяснительные, справки, дресс-коды и т.д.
  • Огромное количество заседаний, совещаний. На уме у всех один вопрос: кто встанет у руля? С кем дружить, а кого подставить?
  • Активно используются штрафные санкции за опоздания, долгие обеды, курение...
  • Руководство напоминает декабристов: далеки от народа, безумные идеи бродят в головах, единственный вид голода – информационный (безумно опасный для хозяев!). Они начинают прислушиваться не к голосу разума, а к голосу своих приближенных, которые, в свою очередь, поют и поют... Отсюда бессмысленные удаления и приближения тех или иных.
  • Приближенных боятся и им завидуют. Зато если кто-то оступился – злорадству нет предела.
  • На уровне топ-менеджмента – передел территорий. Активные интриги, сплетни, закулисные игры.
  • Про персонал все давно забыли. Что происходит реально внизу, как работают с клиентами – никому не известно, но деньги по инерции идут.
  • Любой кризис извне или изнутри грозит стать последним для компании. Это может быть уход всего отдела продаж, спланированная акция конкурентов, «черный вторник», внезапная потеря основного клиента-заказчика и т.п. Главное, компания не готова ни к одному из них.

Печальная история, но не безнадежная.

Но если ваша компания, несмотря ни на что, работает и приносит прибыль, то такими страшными сказками вас не испугать.

Личность руководителя – это основа, фундамент, именно он определяет и формирует культуру компании. Все просто: от осины не родятся апельсины.

Карина ЯКОВЛЕВА,
генеральный директор
Business Travel Job