Business Travel Job — лучший выбор в сфере кадровых решений.
+7 495 589–12–09

Обучение специалистов на рынке business travel

Если ты смотришь вперед на столетия, выращивай людей.
(Китайская мудрость)

Постоянное обучение в наши дни не просто дань моде, а осознанная необходимость для тех, кто хочет оставаться на вершине успеха. Нужды специалистов можно разделить на следующие: получение второго образования или диплома МВА, обучение и повышение квалификации, изучение иностранных языков. Так кто, как и для чего повышает свою квалификацию в компаниях, работающих на рынке business travel?

Executive-программы, второе высшее или МВА?

Обучение топ-менеджеров – одно из самых перспективных направлений школ бизнеса. В отличие от традиционных MBA интерес к executive-программам не угасал даже во время мирового экономического кризиса. А последнее исследование Financial Times отметило еще одну тенденцию – стремительный рост числа программ, разработанных по индивидуальному заказу корпоративных клиентов.

На рынке образовательных программ для топ-менеджеров наметилась четкая тенденция: бизнес-школы чаще предлагают специализированные курсы, разработанные под заказ отдельных компаний. За последний год в этой сфере произошел значительный рост, о чем свидетельствуют результаты исследований, которые приводит британская газета Financial Times.

Специализированные программы в первую очередь нацелены на те компании, которые считают, что уровень прибыли зависит от образования руководящих работников. Если же корпоративное образование используется для решения реальных проблем или достижения определенных целей, то школам гораздо легче, разобравшись в ситуации конкретной фирмы, представить для нее подходящие случаи из практики.

Согласно опросу, проведенному среди корпораций, в ближайшие три года на рынке executive-обучения рост будет продолжаться. Более половины респондентов заявили, что увеличат свои инвестиции в специализированные программы.

В последнее время также наметилась тенденция получения второго образования среди директоров: многие отмечают нехватку знаний в области финансов, маркетинга и управления. Предпочтение отдается таким учебным заведениям, как МГУ, ГУУ, РГГУ, МГТУ и т.д.

Тренинговая компания, тренер или собственный УЦ?

Компании все чаще завлекают перспективные кадры возможностью корпоративного обучения. Объем отечественного рынка тренинговых услуг уверенно растет.

Становление современного российского рынка бизнес-тренингов началось во второй половине 90-х годов, когда в стране появились первые компании, предлагавшие краткосрочное обучение для профессионалов. Те из них, кому удалось пройти через дефолт и дожить до наших дней, по-прежнему имеют хорошую репутацию, хотя уже не всегда успевают за запросами рынка.

Второй пик активности пришелся на начало XXI в. Профессия тренера постепенно становилась все более популярной, в нее приходили специалисты из смежных областей: психологии, педагогики, реже – менеджмента. В это время возникли компании-провайдеры, основная функция которых – четко понять запрос клиента и найти подходящего тренера.

Тенденция последнего времени – создание тренинговых компаний бывшими HR-директорами. Отличительной чертой таких организаций является попытка синтеза в рамках одной структуры тренинговых и консалтинговых услуг. В целом можно констатировать, что отечественный рынок тренинговых компаний уже пережил фазу активного роста и стабилизировался. Ежегодно он увеличивается приблизительно на 15%, оборот составляет порядка $170–200 млн.

Независимые тренеры – отдельная, весьма небольшая, но довольно специфическая группа на рынке. Однако если на Западе вольный тренер – это тот, чья цена слишком высока, и компании, как правило, не могут позволить себе держать такого профессионала в штате, то в России большинство тренеров именно «вольные». Как правило, это те, кто не смог или не захотел построить сотрудничество с какой-либо одной конкретной компанией. Конкуренцию серьезным «игрокам» независимые тренеры составляют лишь в тех редких случаях, когда речь идет о широко известных персонах, таких на рынке насчитывается не более 20–30 человек. При этом многие уже создали собственные компании, поэтому говорить об их независимости можно с некоторой оговоркой.

Примечательно, что в последнее время угроза благополучному существованию тренинговых фирм исходит со стороны потенциальных заказчиков. Компании, укрупняясь, формируют собственные отделы обучения, отнимая работу у тренинговых компаний и свободных тренеров. Этот институт уже стоит на ногах, и если два-три года назад в корпоративных учебных центрах не часто работали специалисты хорошего уровня, то сейчас в штатах фирм их достаточно много. Как показывает практика компаний, сделавших выбор в пользу обучения своими силами, у «карманного» УЦ масса преимуществ. Это и мобильность, гибкость процесса обучения, и специализированные программы, сфокусированные на решении корпоративных задач, и возможность «дообучения» внутренних преподавателей до необходимого уровня, и, наконец, экономия средств, ведь создание собственного учебного центра дешевле, чем привлечение внешнего провайдера. Просчитать масштабы экономии несложно: день тренинга стоит в Москве $1,5 тыс., примерно столько же получает штатный бизнес-тренер в месяц.

Одновременно происходит рост спроса на формализованные образовательные услуги, предоставляемые в виде компьютерных программ или на иных носителях, что также позволяет экономить на обучении.

Что касается тематики предлагаемых программ, по-прежнему самыми востребованными остаются тренинги по продажам. Наблюдается спрос на тренинги по общему менеджменту – сюда входят навыки управления, коммуникации, личной эффективности, тайм-менеджмент и другие «науки» для успешного ведения бизнес-процессов и управления персоналом.

Чаще всего внешнее корпоративное обучение проводится для топ-менеджеров и менеджеров среднего звена; в меньшей степени фирмы склонны обучать узких специалистов и новых сотрудников. Предпочтение отдается краткосрочным одно- и двухдневным тренингам, акценты сместились на корпоративные программы для группы сотрудников одного предприятия. При этом клиенты стали более разборчивыми и грамотными, они требуют конкретных результатов и четкого понимания того, как изменятся параметры их бизнеса после проведения обучения.

Самые дорогие программы стоят более $3000 за один день корпоративного тренинга. Но таких продаж на рынке краткосрочного обучения единицы. В среднем же цены колеблются от $2000–2500 в день за программы, проводимые известными тренерами и компаниями-лидерами, до $300 у мелких провайдеров или малознакомых рынку независимых тренеров.

Учить или не учить?

При приеме на работу, даже на непрофильные позиции, уделяется большое внимание знанию иностранных языков. Степень такого внимания напрямую зависит от особенностей деятельности компании, ее «зарубежных» связей. В представительствах иностранных фирм и в международных корпорациях это требование наиболее важно.

Для крупных компаний, нанимающих на работу молодых специалистов, корпоративное изучение языка – важная часть кадровой политики. Новые сотрудники в первый год работы не только вникают в специфику, но и приобретают знание «рабочего» иностранного языка. Такие решения помогают работодателю в достаточно короткий срок приобрести сотрудника, полностью отвечающего его запросам и приносящего прибыль компании. В некоторых организациях повышение сотрудников поставлено в прямую зависимость от уровня владения иностранным языком.

Безусловный лидер корпоративных заказов, несомненно, – английский язык. С большим отрывом за ним следуют немецкий, французский и итальянский языки.

Так называемое «рабочее» знание языка, то есть умение использовать иностранный язык в профессиональной сфере, очень ценится в большинстве компаний. Поэтому работника, владеющего иностранным языком на хорошем уровне, разумеется, если он при этом квалифицированный специалист, компания-работодатель поощряет, и у него есть все шансы на повышение по службе.

В основном иностранный язык изучают рядовые сотрудники (специалисты) и топ-менеджеры, реже – так называемые специалисты среднего звена. Для рядовых сотрудников иностранный может быть языком делопроизводства и средством ежедневного общения с иноязычным руководством, корпоративными клиентами, зарубежными партнерами. Менеджерам среднего звена знание языков требуется для проведения презентаций, участия в совещаниях и подготовки отчетности. Для топ-менеджеров владение иностранным языком играет большую роль в проведении переговоров и общении с деловыми партнерами.

Компаний, в той или иной степени поощряющих самостоятельную тягу сотрудников к изучению иностранного языка, немного: примерно 25% от общего числа заказов. Из них большинство заявок поступает по инициативе руководства компаний. Решение о целесообразности обучения сотрудников в большинстве случаев принимает непосредственно руководство при поддержке отдела по обучению и развитию персонала. Даже когда сами сотрудники выступают инициаторами организации обучения, окончательное решение – за руководством.

Если все-таки руководство поощряет стремление сотрудников к самосовершенствованию, то сценариев развития событий может быть несколько:

  • обучение предоставляется как бонус для сотрудников;
  • начисление премий участникам в зависимости от регулярности посещения занятий;
  • примерным корпоративным студентам оплачивается сдача международных экзаменов по окончании обучения.
    Как известно, самой продуктивной является комплексная мотивация сотрудников. Замечательные результаты, как говорят психологи, дает влияние на «различные мотивационные сферы». Корпоративный студент вряд ли будет отлынивать от занятий, если:
  • в случае успешного завершения обучения ему «грозит» карьерный рост, повышение заработной платы и т.д.;
  • со стороны руководства ведется строгий контроль посещаемости, результативности занятий и т.д.;
  • «отличников» ждут особые бонусы, например премии или дополнительные выходные.
  • В корпоративном обучении иностранным языкам применяются в основном коммуникативные методики или их комбинация с академическими, что наиболее результативно. Такое решение дает возможность получить практические навыки общения на иностранном языке. Ведь для компании главное, что бы ее сотрудники владели «рабочим» языком.

Зачастую наиболее эффективными оказываются методики интенсивного обучения, например в случае ускоренной подготовки специалистов к длительным командировкам за границу, стажировкам или обучению в головном офисе. 

Карина ЯКОВЛЕВА,
генеральный директор Business Travel Job