Business Travel Job — лучший выбор в сфере кадровых решений.
+7 495 589–12–09

Записки хэдхантера

Я – «сова», причем ярко выраженная. Раньше 11.00 утра мозги отказываются работать. Витамины, спирулина, зарядка – пробовала, не помогают. Никогда не назначаю встречи, собеседования, переговоры на утро. Вдруг что-то важное пролетит мимо уха. Утро в офисе всегда начинается с планерки и с завтрака в переговорной, дома позавтракать не получается, а когда я голодная, то почему-то злая. Сотрудники, зная об этом, относятся с юмором к моему настроению. 

ПОНЕДЕЛЬНИК

10.15. Все-таки после телевизора, Интернета и мобильной связи самое великое изобретение человечества – это личное транспортное средство передвижения. Я готова даже в пробке постоять, но только не в метро с утра пораньше. Звонок на мобильный. Звонит один из постоянных заказчиков. Странно, в последние два года все вопросы по подбору решаются через руководителей отделов, а с ним я общаюсь только по спорным финансовым вопросам (из серии поторговаться за того или иного топ-менеджера). Приглашает в офис, кофе попить, намекнув, что речь идет о совсем не стандартном проекте. Честно сказать, почти заинтриговал. Что есть такого необычного в моей работе, чем меня можно удивить?.. За последние два года в данную компанию я подобрала более 30 человек, оказала больше 10 различных консалтинговых услуг. Это достаточно сложный клиент, в хорошем понятии этого слова: каждый закрытый заказ для меня – это как подвиг.

Есть ли что-нибудь, чего я еще не делала в сфере охоты за головами в смежных отраслях для рынка business travel? Подбор персонала, хэдхантинг – каждый день, это уже как рутина, исследования рынка по зарплатам каждые три месяца делаю, конкурентную разведку проводила, людей с бизнесом, то есть с корпоративными клиентами, переманивала, оценку руководящему составу устраивала, коучинг, семинары для топ-менеджмента организовывала, неугодного сотрудника в другую компанию трудоустраивала.

10.45. В офисе уже вовсю кипит работа. Ну вот и мой завтрак. Мой заместитель-партнер тоже не в духе. Обсудив за 15 минут все основные сегодняшние дела – собеседования, встречи и финансы, – пришли к выводу, что все мужья – редиски.

11.00. Все-таки замечательно, когда работа доставляет удовольствие и радость, ведь огромное количество людей приходят в ужас вечером в воскресенье от одной мысли, что завтра с утра надо идти на работу. Только одно омрачает в моей работе: заказов на подбор персонала и кадровый консалтинг много, а я как сапожник без сапог, нужно как минимум еще двух-трех готовых менеджеров, чтобы великолепно умели подбирать персонал и рынок business travel знали. А таких почти нет.

Собеседования, проверка резюме, координация встреч соискателей с заказчиками, телефонные переговоры, координация на повторные встречи и на выход соискателей на работу, помощь в работе своим сотрудникам, обсуждение заказов с заказчиками и пояснение менеджерам (чего реально хочет заказчик), работа с тренинг-менеджером по подготовке коммерческих предложений для заказчиков…

15.00. Закончилось шестое собеседование с соискателем. Наконец-то повезло! Это именно то, что надо. Данного кандидата на вакансию «Руководитель департамента по наземному обслуживанию» мы два месяца искали, всю Москву облазили, а в итого нашли в Санкт-Петербурге. Если честно, то сначала я и внимания не обратила на данное резюме, но мой ведущий менеджер, которая отвечает за подбор специалистов для компаний, работающих на рынке business travel, настояла на встрече: кандидатка переезжает в Москву, в бюджет по предоставляемому окладу вписывается, но резюме было неграмотно составлено. «Одна голова хорошо, а три еще лучше» – очень правильная поговорка. От нас кандидатка сразу же поехала в компанию на собеседование, а еще через два часа позвонила директор по персоналу из компании заказчика с возгласом: «Ну наконец-то нашли! Браво, девочки!»

19.00. Я как выжитый лимон, добрести бы до машины. На Новом Арбате опять пробка.

19.30. Вот я и дома. А дома работа продолжается: игры с ребенком – это раз, в одной руке мобильный телефон (звонит соискатель и рассказывает, как сходил на собеседование) – это два, другой рукой варишь ужин мужу – это три. Я не понимаю одного: ну как другие женщины справляются: ребенок, муж, работа, домашние хлопоты? Каждый вечер ощущение, что что-то не сделала, где-то что-то пропустила, кому-то недостаточно внимания уделила.

ВТОРНИК

12.00. Время встречи с клиентом. Он, как всегда, галантен, вежлив, предупредителен, а меня разбирает любопытство.

Суть заказа сводится к тому, что срочно необходим ему заместитель, «правая рука», а именно – директор по развитию, руководитель по работе с поставщиками и «сейлз энд маркетинг менеджер» в одном лице. Есть и конкретные две фамилии кандидатов. Но выйти напрямую с предложением не может, в каждом случае есть своя причина. Обоих претендентов я отлично знаю: один когда-то (лет шесть тому назад) проходил как соискатель, сейчас является третьим человеком в крупной компании на рынке business travel, а другой в данный момент является наемным генеральным директором компании, которая работает на рынке business travel и состоит при крупном авиахолдинге.

Заявленный уровень заработной платы меня немного смутил – 150 тысяч рублей. Эти люди и сейчас такие деньги имеют, зачем им что-то менять? Объяснив данный щекотливый момент, решаем это оставить на обсуждение с кандидатами при встрече. На мой взгляд, данная должность стоит от 200 тысяч рублей (плюс бонусная схема, медстраховка и т.п.).

Я знала наперед, кто из кандидатов согласится на данную вакансию, а кто нет. Мое любопытство было удовлетворено, а потом стало как-то совсем скучно: клиент начал осознавать, что подобный заказ называется «хэдхантинг», а подобные услуги на рынке стоят в среднем от трех окладов.

Дальше последовала совсем неожиданная развязка:

– А вы не хотите перейти ко мне на должность директора по персоналу? Вы мою компанию как облупленную знаете!
Ага, решил сэкономить! Сколько его компания мне заплатила за этот год? В штат меня нанять на зарплату дешевле будет… Смешно все-таки охотиться за головами охотников за головами. В какой-то момент времени понимаешь, что неизвестно, кто кого переманивает.
Искать людей только для одного работодателя означает для хэдхантера профессиональное самоубийство. «Эйчаром» вовнутрь компании? Нет уж, увольте! То есть прямо сразу увольте, не зачисляя в штат. А затем подумала о том, что кому как не мне знать: все мы продаемся, вопрос только в цене. Интересно, на каких же условиях я согласилась бы пойти работать на кого-то… Да ни на каких. Своя компания – это как ребенок. Свобода тоже не продается.
– А вы не хотите, чтобы я вам нашла отличного директора по персоналу?
– Вы разорите меня…
– А вы подумайте…

17.00. Назначила встречу на сегодняшний вечер с первым претендентом на переманивание, а на четверг – со второй кандидаткой.

СРЕДА

Сегодняшняя встреча с одним из моих заказчиков была запланирована еще две недели назад. Приятно, когда руководитель компании понимает, что такое конкуренция на рынке, качественный сервис и лояльность потребителя. Для достижения преимущества перед конкурентами необходимо не только подобрать «правильных» сотрудников, но и вложиться в обучение и дальнейшее развитие персонала.

После долгих дебатов между заказчиком и моим тренинг-менеджером пришли к выводу – начнем с мозгового штурма приблизительно на тему: «Эффективная работа с корпоративными клиентами», а затем по результатам штурма будем выстраивать программу обучения персонала: ресепшн, отдел перевозок, Sales & Marketing, MICE и FIT отделы, а затем заниматься руководителями отделов. Работы месяца на три, а то и больше. А возможно, еще надо будет пересматривать систему адаптации персонала и систему мотивации сотрудников компании, а это еще месяцев шесть.

ЧЕТВЕРГ

11.30. Утро какое-то не доброе: один из сотрудников просится срочно в отпуск. Работать надо, а она про отпуск, про усталость, про производительность труда свою низкую... Вот только об этом мне не надо. После отпуска как минимум две недели пытаешься прийти в себя. Всю работу над оставшимися и незакрытыми заказами приходится начинать заново. Плюс послеотпускная депрессия.

Вообще-то, это мне в отпуск надо. Я уже два года в отпуске не была. Я и сына родила практически на работе. Решено: с 5 декабря и по 7 января включительно отдыхаем всем офисом. Все в отпуск! Только подарки надо развезти по клиентам.

13.00. Позвонил мой старый (я имею в виду, что очень давно его знаю) заказчик, с ним я последний раз работала года три назад. Это достаточно известная российская туроператорская компания. Попросил срочно приехать заключить договор. Весенне-летний сезон на носу, а нехватка персонала огромная. Сразу дал три заказа на подбор топ-менеджеров по направлениям, двух финансовых специалистов, ведущего специалиста по чартерам, ряд менеджеров по продажам и работе с агентской сетью, ну заодно и двух секретарей.

15.30. Приезжаю в офис и распределяю заявки между менеджерами. Рассказываю о компании. При словах «авиаконсолидатор», «чартерная цепочка», «жесткий блок» и т.д. глаза менеджеров расширяются.

Так, в воскресенье придется проводить семинар-ликбез для своих сотрудников на тему о деятельности туроператоров с подробным разъяснением о транспортной перевозке. Хорошо «Дом книги» в минуте ходьбы от офиса.

17.00. Мой прогноз подтвердился: кандидатка не готова встречаться с заказчиком, туда работать она не пойдет, а вот второй претендент (с которым я встречалась ранее) воспринял мое предложение на ура!

ПЯТНИЦА

В офисе меня ждал первый новогодний подарок от клиента. Все-таки приятно получать подарки, и настроение сразу же улучшилось. Боже! Ведь на носу Новый год! Ладно, об этом я подумаю завтра, а сейчас куча важных дел.

Сегодня день отчетов. Ничего не понимаю: моя статистика за последние пять лет показывает, что декабрь месяц в моем бизнесе – провальный, а в этом году все наоборот. Конечно же, в этом заслуга в первую очередь менеджеров, но и удача тоже не помешает.

СУББОТА

Сегодня можно выспаться. Но вот моему заместителю-партнеру этим утром не спалось:

– Дорогая, а ты не забыла, что на носу Новый год?
– …Может быть, об этом поговорим через часик? Будь человеком, дай поспать.
– Ты о чем? Во всех магазинах уже не протолкнешься. А мы до сих пор не купили подарки клиентам и нашим сотрудникам. Короче, подъем, магазин от меня ближе, поэтому я тебя через час жду. Я начинаю готовить тебе завтрак.

Для меня это как магическое слово. Через час сон как рукой сняло.

Домой мы возвращались усталые, но довольные, все-таки женщин хлебом не корми, а дай по магазинам пошляться. Это были не сумки, а какие-то баулы с подарками, мы выглядели как шопники из Стамбула, посетив ряд винных магазинов, магазинов с подарками, МЕГУ, Стокманн, а заодно успели прочесать и скупить пару детских магазинов. Остался неохваченным только один основной и любимый клиент: у него 28 декабря день рождения, поэтому ему надо сразу два подарка дарить. А с подарком для него – голову сломаешь. Придется весь понедельник посвятить покупке подарков данному клиенту.

На подложке

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Сегодня в нашей компании проводится мастер-класс на тему «Транспортные перевозки». Поразмыслив, я решила пригласить специалиста из крупного тренинг-центра, в прошлом руководителя отдела по перевозкам одной компании, работающей на рынке business travel. А на следующей неделе будем разбирать подробно работу специалистов визово-паспортных департаментов. Для проведения этого мастер-класса я приглашу руководителя визово-паспортного департамента, которого я год назад устроила на работу.

А теперь пулей домой, в семью: сейчас с мужем поставим и украсим елку, а затем в парк – кататься на санках!

Карина ЯКОВЛЕВА,
генеральный директор
Business Travel Job