Business Travel Job — лучший выбор в сфере кадровых решений.
+7 495 589–12–09

Женский стиль руководства

Безупречный деловой костюм, ухоженная внешность, всегда уместна, решительна, пунктуальна, компетентна. Каждое действие направлено на достижение цели. Жизнь, подчиненная ритмам бизнеса, скоростям третьего тысячелетия. Такой войдет в историю портрет нашей современницы. Деловая женщина, без сомнения, – героиня нашего времени.

С незапамятных времен считалось, что удел женщины – это готовка, уборка и уход за детьми. Еще Сократ утверждал превосходство мужчины над женщиной: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина». Прошло две с половиной тысячи лет. А изменилась ли ситуация?

С тех пор как понятие «Основные права и свободы человека и гражданина» вошло в нашу повседневную жизнь, женщина-руководитель стала вполне привычным явлением для сознания среднестатистического россиянина. Вместе с появлением женщины в кресле начальника появился и термин «женский стиль руководства». Бытует мнение, что вне зависимости от пола руководителю необходимо обладать определенными чертами характера. Например, что женщине, чтобы соответствовать существующему стереотипу настоящего руководителя, необходимо развивать в себе некоторые так называемые мужские черты. Но вот только зачем? Зачем кому-то что-то доказывать, пытаться соответствовать образу, который нарисовали и утвердили мужчины в пору их безраздельного господства в сфере управления? Неужели женщине просто нельзя быть самой собой?

Проблема здесь зачастую не только в мужчинах, но и в самих женщинах. Не только мужчины играют в игру «настоящий руководитель», но и женщины, часто идя у них на поводу, играют в ту же игру, стараясь во всем соответствовать стереотипу. «Женщина - это неудавшийся мужчина», - утверждает без всякой иронии Джек Лондон. «Женщина - это такое существо, которым мужчина никогда не осмелится быть», - поднимает перчатку Никола Арлетти. Так что же такое «женский стиль руководства»?

Самые распространенные стереотипы

Считается, что женщины топ-менеджеры уделяют меньше внимания главному, больше мелочам, меньше содержанию и больше форме, делают меньший акцент на перспективу, больший на текущие проблемы, уделяют меньше внимания производству денег, чем их сохранению. Мужчины топ-менеджеры, соответственно, наоборот. Сейчас обществу, скорее всего, придется ломать укоренившиеся стереотипы в отношении женщины-руководителя.

В нашем обществе нет стратегии продвижения женщины, нет рекламы, нет пиара. К примеру, считается, что есть женские телепрограммы – незатейливые, слезливые: «Вторая половина», «Женский взгляд», «Я сама». И есть мужские - политические, серьезные, аналитические: «Зеркало», «Времена» и др. Пришло время избавиться от этих предрассудков и обратить внимание на женщин в бизнесе и политике.

Представление о том, что женщина в бизнесе – это прежде всего представительница слабого пола со своими уловками, стилем поведения, мягкостью, терпимостью и пр., тоже является заблуждением.

Типичным стереотипом является мнение о том, что женщины-руководители часто вынужденно попадают под влияние своих подчиненных-мужчин в вопросах будущего компании, ее стратегии. Стратегическое мышление – это не исключительно мужская прерогатива. В основе подобного заблуждения лежит мнение о том, что стратегия требует в большей степени рационального подхода, а не интуиции. Хотя практика показывает, что все просчитать и загнать в рациональные математические рамки невозможно. Именно интуиция позволяет формировать творческие линии поведения в среде бизнеса. И успешная стратегия – это скорее предвидение. А когда говорят о предвидении, то очень часто вспоминают о женщине.

Возможно, женщина по своей природе более мудра и адаптивна, чем мужчина. Это создает некий стиль или, скажем, иллюзию стиля. И здесь нельзя делать обобщения, но в среднем это, наверное, так. Жизнь состоит из компромиссов и полутонов, и самое главное – их увидеть и осознать. Когда ты видишь, осознаешь и чувствуешь, в этом как раз и заключается мудрость менеджмента.

Еще одно распространенное заблуждение состоит в том, что женщины-руководители при принятии решений используют в большей степени понимание, мягкость и любовь. Мужчины же являются сторонниками отстраненной экспертной оценки.

Свыше 50% опрошенных мужчин-менеджеров, работающих под началом женщин, удовлетворены женским руководством и не хотели бы смены управления. Более 40% опрошенных менеджеров-мужчин к числу недостатков женского менеджмента относят его жесткость, а совсем не мягкость, как это принято считать. Правомерность подобных оценок, вполне вероятно, имеет под собой некоторые основания, что особенно отчетливо видно при анализе восприятия женщин-руководителей менеджерами и персоналом предприятий.

Психологи говорят, что женщина топ-менеджер выстраивает более осторожные отношения со своими партнерами по бизнесу, избегая слишком рискованных стратегий. Однако это вовсе не означает, что женщина не умеет рисковать. Те же исследования показали, что и мужчины, и женщины руководители практически одинаково оценивают собственные способности к принятию рискованных решений.

Какие качества мужчины ценят в женщинах-руководителях? Компетентность и деловитость. Причем под деловитостью они понимают целеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого до конца, единство слова и дела, точность, обязательность и работоспособность.

Однако, опровергая стереотипы, можно сказать, что женщины-руководители чаще мужчин ориентированы на задачу именно в ущерб отношениям. Как говорят психологи, большинство женщин топ-менеджеров объясняют это тем, что успех важнее отношений - отношения всегда можно поправить потом.

Дело в том, что, если есть цель, которую необходимо достичь, то можно использовать разные мотивации для сотрудников: для кого-то важным мотивом является поощрение, а кто-то склонен работать только в принудительном режиме. Для некоторых, например, абсолютно необходимой средой для эффективной деятельности является ситуация стресса. Поэтому топ-менеджер должен всегда стремиться создать для каждого такие условия, при которых задача будет успешно решена.

Психологи также говорят, что качества эффективного топ-менеджера имеют общую природу и не зависят напрямую от пола. По данным тех же исследований, у мужчин и женщин топ-менеджеров совпадающими профессиональными качествами являются умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, постоянная готовность к изменениям и нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию.

Еще один вывод, сделанный психологами: успешные модели менеджмента осуществляют те топ-менеджеры, которые независимо от пола имеют психологический сценарий поведения управленцев. Это означает, что мужчины и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием. Характеристики пола практически не выступают ограничителями для успешного руководства.

Еще один распространенный стереотип: в современном мире успех приходит к тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, то есть исключительно мужскими чертами, и для того, чтобы построить карьеру, самореализоваться, женщина-руководитель должна имитировать мужское поведение, вести себя по-мужски жестко. В действительности такой необходимости нет. Если женщина от природы обладает этими мужскими качествами, то это ей помогает в бизнесе. Если же этих качеств нет, то их не следует культивировать, а нужно умело использовать то, что дано природой.

По статистике, наиболее выраженными мотивами как женщин, так и мужчин топ-менеджеров являются: самореализация и самоутверждение, стремление доказать свою особенность, нестандартность (40%), интерес к профессии (30%), материальное благополучие и независимость (30%).

Поэтапное их воплощение рождает более амбициозные цели и устремления. К сожалению, в современном обществе подспудно, интуитивно все же существует желание превозносить мужское начало и умалять женское. Поэтому сегодня мы можем только принять тот факт, что женщины активно идут в бизнес и добиваются в нем успеха наравне с мужчинами. На пути карьерного роста женщинам приходится преодолевать сложившиеся стереотипы и доказывать как самой себе, так и окружающим свою профессиональную состоятельность.

У Марины Цветаевой есть емкая фраза «Успех – это успеть». Замечательное, на мой взгляд, качество. И если оно дополнено компетентностью, умением подать свои идеи, правильно выбрать приоритеты и создать сплоченную команду единомышленников, то вероятность этого успеха значительно увеличивается. И победу в результате одерживает не мужчина или женщина, а профессионал.

Карина ЯКОВЛЕВА,
генеральный директор Business Travel Job


Выводы:

  • Если руководитель выходит на определенные позиции в бизнесе, то на этом уровне уже нет отличий по половому признаку. В бизнесе нет ни мужчин, ни женщин, успеха добиваются исключительно профессионалы.
  • На пути к успеху, возможно, существуют различия в стилях и методах управления мужчины и женщины. Но когда мы говорим о топ-менеджменте, то эти грани стираются и понятие «мужской и женский стиль управления» исчезает, остаются «профессионализм» и «эффективное управление».
  • Сейчас пришло время отказаться от стереотипов, воспринимать и принимать цивилизованные правила ведения бизнеса. И одно из них – это когда мужчина и женщина могут идти рядом, по-доброму конкурируя, не отставая и не опережая друг друга.
  • Данные исследований свидетельствуют, что успешный менеджмент не имеет пола. Сравнительный анализ мужского и женского менеджмента позволяет говорить о том, что женщины-директора не только не проигрывают мужчинам как менеджеры, но иногда действуют успешнее, обеспечивая более устойчивые условия существования для своего предприятия.